Работа над любым продающим текстом начинается с определения целевой аудитории, то есть круга людей, которым данный текст адресован. Мы пытаемся понять, с кем будем вести разговор, и в зависимости от этого подбираем лексику, меняется стиль письма, меняются доводы, которые мы будем приводить потенциальному покупателю. Согласитесь, глупо писать высокопарным стилем для молодежной аудитории? Но и использовать доводы вроде «Крем для больных суставов «Гибкость» — это тренд года!» тоже глупо, аудитория в данном случае не хочет быть «в тренде», она хочет суставы вылечить.
Но если с продающими текстами все очевидно, то, когда речь заходит обо всех остальных текстах, контенте, статьях и даже книгах, становится сложнее. Статья адресована широкому кругу читателей, аудитория книги тоже достаточно широка, если, конечно, вы не пишете научный труд по очень узкому вопросу вроде размножения бабочек-капустниц в условиях Крайнего Севера. В статье или книге не так важно «подстроиться» под аудиторию, говорить на ее языке, думать, как она, быть ею (в отличие от продающих текстов, где это все непосредственно влияет на продажи). Однако автору очень сложно писать «в никуда», большинству из нас нужен конкретный адресат.
Так проще. Начинающий, а порой и опытный автор боится безликой толпы, и инстинктивно начинает от нее защищаться. А проявляется эта защита в тексте отсутствием эмоций, личных выводов, слов с яркой экспрессивной окраской, то есть исчезает все то, что делает текст живым и интересным. «Нет, вот это слово нужно убрать. Вот эту мысль можно двояко понять, станут придираться. А это слишком смело, сейчас куча негативных комментариев будет». И так вымарывается все живое из хорошего текста, остается сухая констатация фактов, как в плохом учебнике. Особенно этим грешат авторы, видящие обратную реакцию читателей – блоггеры, веб-журналисты. Опубликовал статью, и тут же можешь «наслаждаться» комментариями. А надо учесть, что Интернет – место, где никто не скован рамками образования, интеллигентности и культуры, и люди часто высказывают свое мнение без всякого стеснения, не боясь обидеть автора, а порой и намеренно провоцируя спор. Конечно, бывают интересные комментарии, завязывается дискуссия, но на несколько хороших комментариев всегда найдется один негативный, который загонит начинающего автора в раковину сомнений в себе. А опытный автор заранее знает, какие слова и мысли, высказанные в тексте, вызовут негативную реакцию, и, убирая их, причесывает текст так, что он вообще не вызывает эмоций, ни хороших, ни плохих.
То же самое, если статья пишется на заказ. Обычно заказчик и исполнитель плохо знакомы, копирайтер зачастую пишет статью на сайт, которого не видел (если заказ идет через биржи контента, где запрещена передача контактных данных), аудиторию не представляет и очень боится «не попасть» в политику партии. В начале карьеры у меня была ситуация, когда я три или четыре раза переписывала «от и до» статью о модельном бизнесе. То заказчику не нравился мой взгляд на проблему, то какой-нибудь факт, упомянутый в статье, был нежелателен на сайте, то мы не совпадали в оценках одного и того же явления. Не спасло ни техническое задание, ни согласованный заранее план. И хотя статья в итоге была принята, запомнилась она надолго. Двух-трех таких заказов достаточно, чтобы человек выработал привычку писать осторожно, обезличенно.
Плохо не только то, что теряется читательский интерес к таким текстам. Еще хуже, что автор сам теряет интерес к себе и своей работе. Он становится певцом с заткнутым ртом, промычать мелодию можно, а спеть уже не получается. Ему постоянно приходится нивелировать в текстах свои мысли, взгляды, текст перестает быть способом самовыражения. Писать неинтересно, вдохновение уходит.
Что же делать? Перестать бояться. Читателей и комментаторов, заказчиков и критиков. Других вариантов нет. Это не значит, что нужно наплевать на мнение читателей, но от него нужно абстрагироваться на этапе написания текста. Когда мы пишем, наши силы должны уходить на создание текста, а не на защиту от будущих читателей, мы не должны о них думать в этот момент. Но, как вы знаете, «в пустоту» тоже очень сложно писать. Значит, нам нужна группа поддержки. Это может быть один или несколько человек, мнению которых вы можете доверять и которые настроены к вам лояльно. В западной культуре их часто называют «бета-ридерами» или просто «бетами». Я называю их «самые главные читатели». Это те люди, которым вы показываете текст прежде, чем опубликовать или отправить заказчику. Они первые высказывают вам свое мнение. О них вы думаете, когда пишете текст.
Но не спешите записывать в «самые главные читатели» маму или супруга только на основе родственных связей. Вполне вероятно, что муж с пренебрежением относится к вашей работе, считая ее незначительной, а мама считает вас ребенком, и похвалит все, что вы напишете, как хвалила кривой картонный кораблик, который вы склеили и принесли ей из детского сада. Если вы будете показывать родственникам тексты, чтобы доказать свою состоятельность как писателя, вы, во-первых, ничего не докажете, во-вторых, в борьбе со страхами вам это не поможет. Наоборот, страхов будет больше, вы начнете еще бояться критики со стороны семьи.
Бета-ридеров нужно тщательно отбирать, буквально селекционировать. Это ваши друзья как писателя, а настоящих друзей много не бывает, и найти такого человека – счастье. Бета-ридер должен быть заинтересован в той теме, на которую вы пишете, и это важнее, чем наличие у него филологического образования, хотя оно и не помешает. У меня есть три бета-ридера, и это абсолютно разные люди, которые помогают мне с разными текстами. Я знаю, кто из них в какой теме заинтересован и в чем силен, и работая над тем или иным текстом, я представляю кого-то из них, и потом ему отправляю текст.
Что вам нужно от бета-ридеров? Это не совсем редактор, хотя будет неплохо, если человек может выполнит и редакторские функции, поправить ошибки и указать на неточности. Это именно тестовый читатель, который даст не столько профессиональную, сколько читательскую оценку текста. Что хорошо, что стоит добавить, где не хватает фактов, а где перестарались с эмоциями. Не обязательно вы будете во всем с ним согласны, но само наличие бета-ридера избавляет вас от многих психологических проблем при работе с текстом. Вы уже пишете не для непонятной агрессивной толпы, а для доброжелательного читателя. И от этого ваши тексты только выиграют.
P.S. До 15 марта у нас идет набор в Школу копирайтинга в группу №32. Кто желает записаться, сделать это можно здесь
Уважаемые читатели блога! Если вам понравилась статья, нажмите на любую из кнопок ниже, чтобы поделиться ею в социальных сетях. Это будет ваше лучшее "спасибо" за материал. Понравилась статья? Поделись с другими!
Юлия, Вы сами эту статью писали? «Обезличенно» в данном случае с двумя «н» пишется.
Спасибо, Юлия за полезную идею. Неожиданно для себя вдруг поняла, какой замечательный у меня муж, как мне повезло с ним. Он же и есть тот самый мой «самый главный читатель», который и объективно оценит, и слова нужные подберет, чтоб меня не обидеть! Вот так, благодаря Вам и копирайтингу, крепчают семейные узы.
А посторонних «ридеров» надо как -то материально заинтересовывать? Это ж человеку надо всякие опусы регулярно читать, а потом еще и отзывы формулировать… Меня бы это напрягло, если бы меня просили.
Яна, боюсь, что если материально заинтересовывать, то исчезнет искренность, что в данном случае важно. Гораздо ценнее найти человека, которому сами по себе интересны ваши тексты или вы, и он готов стать ридером. Такие бывают, на самом деле, нужно поискать в своем окружении. Если же нам нужно, чтобы просто ошибки поправили, то это уже редактор.
Сергей, ужас какой, все, ухожу из копирайтинга:) А если серьезно, открою большую тайну, у меня не идеальная грамотность. Хотя, конечно, это не означает, что тексты не нужно вычитывать.
Добрый день,Юлия! Спасибо за интересную статью. Вы обозначили такую грань профессии, которую многие не замечают, но в этом барахтаются. А, как известно, если знаешь проблему, считай на половину её решил.
Удачи вам!
Все правильно, со стороны виднее. Но, когда пишешь на заказ, думаешь не только об аудитории или заказчике, но и о том, что бы уложиться в заданный объем. Мне несколько раз приходилось убирать самые интересные (на мой взгляд) фразы, чтобы не превысить требуемое количество знаков. Может быть, в таких случаях имеет смысл предлагать заказчику два варианта текста?
Давно задумывалась об этом, но как-то не хочется людей напрягать, как говорится. Сама не отказываю, если просят, хотя такое не часто бывает.
Юля, спасибо за статью!
Людмила, когда меня в третий раз просят переделать текст, который изначально писался по тз и полностью ему соответствовал, я так и делаю — пишу 2 варианта с небольшими различиями, но один из них принимается в любом случае.
Помню, как писала свои первые статьи: так нельзя — не поймут, это уберу — засмеют, то не напишу — не оценят. В итоге, получалась статья для какого-то познавательного журнала, как-будто не мной написанная.
А потом… нет, я не нашла ридера. Возможно, никогда не отыщу такое сокровище. Но я встретила своего Учителя! Чуткого и внимательного. И стало совсем не страшно написать что-то не то. Знаю, если «переборщу», Юлия (корректно!) укажет, где «косяк» и почему.
Вот недавно закончился тренинг по лэндингам. Для меня он был не только возможностью овладеть новой услугой копирайтера, но и тренировочной площадкой для моих «безумных» идей. Тем более, когда профи говорит тебе, что не настолько уж твои идеи и «безумны», вполне себе могут быть и работать. Ну как тут крыльям не отрасти!
В итоге, у Юлии я получаю не только знания, но и уверенность в себя. Еще совсем недавно Вы, Юлия, буквально за руку привели меня на биржи копирайтинга, где я пугалась любого шороха, а сейчас мне там уже тесно. Под Вашим руководством я расту и набираюсь амбиций, «расписываю» свой слог, ищу свой стиль и не боюсь критиков. Вы делаете главное — цементируете фундамент моей веры в себя! Спасибо!
Когда я училась в Вашей школе копирайтинга, Юлия, Вы были (и остаетесь) для меня отличным бета-ридером, и лучшего я вряд ли найду. До сих пор, для какой бы целевой аудитории я ни писала, я стараюсь смотреть на статью Вашими глазами. Как правило, результат такого «заочного рецензирования» получается неплохой.