Как мы любим статьи туристической направленности! О странах, о городах, о достопримечательностях! А как их любят наши заказчики! И читатели, иногда…
Да, о читателях мы как-то реже задумываемся. И совершенно напрасно. Им, может быть, совершенно неинтересно читать сто двадцать пятую статью о том, что в Египте, оказывается, есть пирамиды! А в Турции в отеле пиво бесплатное, но невкусное. Проблема туристических статей в том, что в любом городе или стране до вас уже кто-то был! И кто-то о них наверняка уже писал. А ваш читатель читал. Еще хуже обстоят дела, если вы сами-то там не были, но написать очень надо. Что же делать? Как писать о местах увлекательно? Предлагаю разобраться на конкретном примере.
Давайте для начала прочитаем статью, рассказывающую о вполне себе заурядном месте — концертном зале! Это даже не достопримечательность в привычном нашем понимании. Подумаешь, концертный зал. Что про него можно рассказать интересного? Давайте прочтем, а потом разберем текст.
«Его боятся все звезды отечественной эстрады: и суперпопулярные поп-певцы, и многоопытные народные артисты. Все, кроме Стаса Михайлова и Григория Лепса — к ним он благосклонен, потому что они ему родные, они для него свои, местные. Его боятся, но хотят покорить. Он — концертный зал «Фестивальный» города Сочи.
Концертных площадок в Сочи немало — и сцена Зимнего театра, и Зеленый театр в Ривьере, и зал санатория «Южное взморье», и недавно отреставрированный Летний. Но гастролеры стремятся именно в «Фестивальный», и дело даже не в большой вместительности зала или его техническом оснащении. Собрать «Фестивальный» для артиста значит взять определенную высоту, подтвердив свою популярность и профессионализм.
Так почему же артисты боятся «Фестивального»? Этот концертный зал расположен в самом сердце курорта, в центре Сочи. Рядом многочисленные санатории и гостиницы, с балкона концертного зала открывается вид на набережную, а зрители партера, чуть отведя глаза вправо от сцены, могут любоваться морской панорамой. Вот тут-то и кроются проблемы для артистов — во время концертов им приходится конкурировать за внимание зрителя с морем. Как известно, человек может бесконечно смотреть не воду, огонь и танцующую женщину. Так что нетанцующим артистам-мужчинам приходится сложно вдвойне.
А зритель? Зритель в «Фестивальном» совершенно особенный. Это только кажется, что он каждый раз разный. Если присмотреться, вы найдете много общих черт. Он приехал в Сочи откуда-нибудь издалека. А может быть и из Москвы. Привез с собой немного денег на отдых, на развлечения. С удивлением обнаружил, что каждый вечер Сочи готов предложить ему обширную культурную программу по весьма демократичным ценам. И теперь вечерние походы на концерты для него такое же ежедневное развлечение, как утреннее купание в море и поедание хачапури и мяса в цахтоне на обед. На концерт зритель приходит с моря, благо, тут совсем рядом, городской пляж расположен прямо под «Фестивальным». Приходит утомленным и расслабленным, порой с обгоревшим носом, порой в купальнике, стыдливо прикрытом прозрачным парео. Он пришел не потому, что любит Ларису Долину или Владимира Винокура. Он пришел приятно провести вечер, пришел с надеждой, что его развлекут! Порой он даже не знает, что за артист перед ним на сцене. Как-то на концерте «Ночных снайперов» я наблюдала, как половина зала после первых песен стала расходиться по барам. Как раз накануне концерта на телевидении прошло шоу «Две звезды», где Арбенина пела Пахмутову и Высоцкого. А когда на концерте зазвучал привычный репертуар группы, зрители начали уходить — они даже не предполагали, что шли на рок-концерт. Кстати, бары — дополнительное испытание для артиста. В «Фестивальном» несколько баров и кафе, в которые можно попасть из партера, и из которых видно сцену. Поэтому зрители свободно могут вставать со своих мест и отправляться выпить чашку кофе или чего покрепче, пока идет неинтересный номер или звучит нелюбимая песня.
Борьба за постоянное внимание зрителя — вот лейтмотив любого выступления артиста в «Фестивальном». Так почему же артисты стремятся сюда снова и снова? Из-за денег? Вряд ли, собрать аншлаг в «Фестивальном» могут разве что Михайлов или Лепс, на которых пойдут не только отдыхающие, но и местные жители, из солидарности и патриотизма. А аренда у «Фестивального» очень высокая. Скорее дело в самооценке, желании артистов подтвердить свой статус звезды. Или особенной магии этого места.
Я испытала ее лет пять назад, влюбившись в такой неформальный, лишенный всякого пафоса, но в то же время самодостаточный зал. Оправдывая свое название и выполняя главное предназначенье, зал принимал фестиваль «Пять звезд». За кулисами толпились многочисленные конкурсанты, волнуясь и обсуждая оценки. В проходах и у сцены проходила импровизированная дискотека — молодежь плясала и подпевала артистам. Ведущие фестиваля Малахов и Чурикова пили кофе на открытой веранде и любовались морем. Лев Лещенко, один из членов жюри, стоял у балкона, грыз яблоко и расслабленно обсуждал с Кобзоном, а не рвануть ли им после концерта в «Цезарь-Палас», поиграть в казино. И среди всего этого я, то ли зритель, то ли репортер без удостоверения журналиста. Оно и не требовалось — подходи к любому. Можешь кофе в том же баре попить, можешь с Кобзоном перекурить. Демократия! Или фирменный сочинский пофигизм.
Чем руководствовались архитекторы в том далеком 1979 году, проектируя «Фестивальный» совсем для других конкурсов и других артистов? Это здесь проходила легендарная «Красная гвоздика», советский конкурс эстрадной песни. Это здесь танцевали красавицы из «Березки» в день открытия зала. Он ведь далеко не совершенен — акустика слабенькая, а что вы хотите от открытой площадки? Оформление партера более чем скромное, пластиковые стулья, попробуй высиди три часа ( хорошо, что Кобзон тут не выступает, предпочитает Зимний). Несколько лет назад на землю под «Фестивальным» польстились инвесторы. Посулили городу новый зал взамен прежнего, а вокруг развлекательный комплекс, рестораны, магазины. Но городская общественность грудью встала за «Фестивальный», и отстояли зал.
И все как прежде. Каждый летний вечер на центральной набережной можно совершенно бесплатно слушать концерты, а если залезть на пригорок и расположиться на травке, можно даже одним глазком посмотреть на любимых артистов — стены у «Фестивального» тоже весьма условные. А можно купить билет и посмотреть концерт со всем возможным комфортом. Потом постоять у служебного входа, дожидаясь артиста, чтобы взять автограф. А после, удовлетворенным, спуститься по широким каменным ступеням к морю и подумать о вечном. Жаль только, что все меньше остается артистов, способных собрать «Фестивальный» и не боящихся проиграть морю в борьбе за внимание зрителя».
А вот другой текст о том же месте — статья с официального сайта «Фестивального»:
«Фестивальный» является яркой достопримечательностью города-курорта Сочи, одним из самых крупных концертных залов страны, вмещающий более 2500 зрителей!
Строительство осуществлено генеральным подрядчиком – Трестом №1 Главсочиспецстроя (управляющий И. Соин, главный инженер СМУ-5 В. Садей, старший прораб Б. Терехов).
Проект Концертного зала «Фестивальный» разработан Государственным институтом «Гипротеатр» Министерства культуры СССР.
Авторский коллектив: архитекторы В. Шульрихтер, И. Рябышева; инженеры И. Брук, М. Берлин, Л. Паршин.
Первых зрителей зал принял 14 июля 1979 г. Почетное право открыть Занавес получил Государственный академический хореографический ансамбль «Березка».
В чем разница между этими двумя текстами? Почему первый читать интересно, а второй — не очень? Во втором тексте гораздо больше фактической информации — имен, дат. Но все они забудутся уже через несколько минут после прочтения. И, оказавшись в Сочи, наш читатель вряд ли обратит внимание на «Фестивальный» и сможет сказать о нем хоть что-нибудь.
А что же с первым текстом? Он будит наше любопытство, нам уже хочется побывать в этом необычном концертном зале. Мы уже знаем, на что обращать внимание во время концерта: как ведут себя зрители, куда они смотрят — на сцену или на море? Не разбредаются ли по барам? Мы внимательнее смотрим на афишу «Фестивального» и понимаем, что если артист едет в этот зал, он либо очень популярен, либо очень самонадеян. Автор первого текста показал нам внутренний мир вполне заурядного строения, даже не памятника архитектуры, раскрыл нам его особенности.
Вот тут-то и кроется главный секрет подобных текстов. Мы должны рассказать читателю, что особенного в описываемом месте. А что делает место особенным? Люди. Связи, которые устанавливаются между человеком и зданием (или городом, улицей, двором). Истории, которые тут происходили. И в которых опять же участвовали люди. Эмоции, чувства, которые возникают в этом месте. Все это есть в первом тексте, но этого нет во втором.
Если вы только не пишете для справочника или энциклопедии, старайтесь передать характер описываемого места, рассказать читателям историю (не историю строительства или основания, а историю места). Для этого чаще задавайте себе вопрос «Почему?». Почему люди приходят сюда? Почему здесь испытываешь те или иные эмоции? «Почему?» — это любимый вопрос писателя.
Если вы хотите научиться писать увлекательно, красиво и грамотно, приходите на тренинг «Я умею писать», который пройдет с 25 ноября по 22 декабря! Узнать подробнее можно по ссылке.
Уважаемые читатели блога! Если вам понравилась статья, нажмите на любую из кнопок ниже, чтобы поделиться ею в социальных сетях. Это будет ваше лучшее "спасибо" за материал. Понравилась статья? Поделись с другими!
Юлия, большое спасибо Вам за то, что исполняете мою мечту. Всегда хотела найти хороший учебник писательского мастерства. Да, я знаю основное правило «Много читать и много писать». Знаю, что следует подражать любимым авторам. Но всегда зачитывалась советами, которые Горький давал начинающим писателям, и хотела заполучить «объемный классический труд».
На тренинг, увы, пока не попадаю. Но вы ведь будете его продавать в коробке?
Да,и в самом деле статья о концертном зале в Сочи цепляет,вызывает желание самому побывать на этом месте!Мастерство автора этих строк можно только приветствовать!
Спасибо большое за статью 🙂
Действительно болезненная тема для вебрайтера — интересно рассказать о сто раз рассказанном.
Такой подход, как в статье, очень хорош, но так писать можно только если лично побывал в описываемых местах.
Правда неплохой выход — форумы где пишутся отзывы и рассказы об отдыхе… Если наткнуться на хорошую эмоциональную историю можно создать отличную статью, даже если сам не побывал на отдыхе…. Главная проблема — не наделать фактических ошибок
Спасибо, Юлия. Контрастные примеры. По-моему, в первом, кроме ярких эмоций, которыми автор словно рисует картину в голове читателя, присутствует ещё очень важный элемент. Ритм. Который, подобно морским волнам, подносит читающего к нужному для райтера выводу. Или ошибаюсь?
Сергей, да, в первом тексте действительно присутствует ритм. И дело даже не в том, что нужно подвести читателя к определенному выводу, хотя и это тоже. Я полагаю, что в хорошем тексте ритм сам по себе должен присутствовать, иначе читатель уснет, а автор потеряет мысль.
Юля! Как всегда на высоте:
сначала — интригующе, в развязке — интересно + познавательно.
Браво! Однако — начитавшись инфы с сайтов (хоть с тысячи), если сам не знаешь тех мест так писать может и можно, но опасно. Ведь если где-то прокол (приврал образно) — доверие к автору сразу подорвано!
Однако начинающим и не очень есть к чему стремиться.
И конечно же, Ваш любимый Лев Валерьяныч тоже сыграл свою роль :))
С уважением, Геннадий
Геннадий, а я разве сказала, что можно писать, не зная места? «Фестивальный» я как раз знаю очень хорошо:)
Писать, не зная места, вероятно, можно, но не нужно, я полностью с вами согласна.
После прочтения первого текста о «Фестивальном» возникло определение: «поэзия прозы» — настолько поэтично и эмоционально описано всё, что связано с этим концертным залом.
Юля, это ведь Ваша статья про «Фестивальный»? Потрясающе мастерски написано! Спасибо за урок.
Юлия, спасибо за статью. Приятно и читать, и учиться. Помимо самой статьи мне понравилось и «послесловие автора».
С уважением Светлана.
Наталья, да, статья про «Фестивальный» моя. Люблю это место.
Юлия, спасибо за отзыв на мой комментарий. Положа руку на сердце признайтесь: на своем курсе, благодаря которому появился пост, Вы ведь обучаете ритмике текстов?
Здравствуйте, Юлия Александровна!
Юля!
Да-да, присоединяюсь к Сергею Турбину: очень интересно узнать от Вас о ритмике текста!
Что касается сравнения, тут уже пару раз высказались о том, что первый текст писала автор, по сути, влюбленный в описываемое место. То есть, не раз побывавшая в «Фестивальном» и знающая его не понаслышке, приникшая к нему душой.
Второй текст вполне мог написать человек, даже ни разу не бывавший в городе Сочи.
За первый текст Вам надо было бы платить, как писателю. Он мог бы стать источником пассивного дохода. За второй текст его автору работодатель заплатил по оговоренному тарифу, думаю, не больше полутора долларов за тысячу знаков, и на том дело о заработке было кончено.
Как выразился однажды Федор Михайлович Достоевский: чтоб хорошо писать, страдать нужно, страдать! В чем состоят Ваши страдания в отношение статьи про «Фестивальный»? Вот в этой самой влюбленности в зал и самое место, в город.
Уже по одной этой статье можно сделать вывод о Вас, Юля, как о человеке неугомонном и подвижном. Говорят, в движении — жизнь. Дай бог, чтоб оно Вашему быту всегда сопутствовало!